Интервью Мэттью Беллами на радио SWH Rock (89,2) [2003 - Латвия]

Интервью Мэтта в Риге 2003 года на Radio SWH 89,2.

Видео с переводом на французкий.


Перевод: Ольга Астрова


   Я думаю, мы пытаемся создать музыку, которая старается вместить в себя как можно больше всего, все знания, которыми мы обладаем: духовные знания, эмоциональный и жизненный опыт, опыт в отношениях, наши познания в музыке и музыку, оказавшую на нас влияние, наше отношение к миру, к политике… всё. Мне кажется, мы стараемся включить всё это в один альбом, если это вообще возможно.

 Я думаю, пока ты меняешься… Мне кажется, что музыка, которую мы создаём, во многом является выражением нас самих, на данный момент наша музыка в большей степени описывает наш личный опыт, а не только опыт музыкальный. Пока наши жизни будут продолжать меняться, будут происходить новые события, наша музыка будет также меняться.

 Что касается меня, то когда я слушаю музыку, то я чувствую, что не боюсь умереть. Совсем. Мне кажется, музыка может оказывать такой эффект иногда. Не обязательно наша музыка, музыка, которую я слушаю, созданная другими людьми. Мне кажется, это присуще двум разным типам музыки. Это можно почувствовать, слушая такую музыку, какую играют The Flaming Lips, очень жизнеутверждающую музыку, или, слушая классическую музыку, которой присуще чувство, которое мне сложно описать словами, чувство того, что эта музыка выходит за границы своего времени. Но так же слушая тяжёлый рок, в более агрессивной музыке можно найти животный инстинкт выживания. Я думаю, что попытки совместить их могут помочь понять, чем является жизнь.

 Я не знаю, отличаюсь ли я от других людей. Мне сложно ответить на этот вопрос. Иногда мне кажется, что я похож на других людей в том плане, что жизнь в современном мире довольно необычна, отсутствует ясная цель, ясная причина всего. Я думаю, что это следствие потери надежды, которую несла в себе религия, в материалистическом подходе. Мне кажется, поэтому нам сложно найти смысл жизни. Наверное, в этом причина того, что я посвящаю столько времени размышлениям о том, есть ли смысл жизни вообще. Я думаю, это может стать источником… скорее всего, когда я был моложе, это было источником негативных мыслей о жизни или своего рода депрессии. Но мне кажется, написание музыки стало решением для меня. В этом мой смысл жизни. Я собираю всё вместе, всё, что ненавижу, всё, что люблю, всё соединяю в одну песню, в один альбом. Этот процесс наделяет жизнь смыслом.

 Я не знаю, мне кажется, что мы подобрались к той точке, когда создание музыки… Я слушаю многих композиторов классической музыки, а они создавали музыку, чтобы напрямую обратиться к Богу. На самом деле я не верю в Бога, но мне кажется, это подталкивает меня создавать музыку не для меня самого, не для слушателей, а чтобы заполнить пропасть между реальностью и тем, что находится за ней, если там вообще что-нибудь есть. Я скорее делаю это для себя, это совсем не обязательно обусловлено моим намерением показать это другим, так как у каждого будет своё собственное мнение об этом. Кто-то подумает, что это какая-то херня, кто-то – что в этом нет никакого смысла, кто-то – что это очень важно. Для меня написание музыки – это способ узнать, существует ли Бог. Я не устанавливаю границ. Я думаю, что некоторые песни на альбоме соответствуют тому, что подразумевается под рок-музыкой. Другие песни находятся за границей того, что допускается в контексте повседневной жизни. Такие песни, как «Apocalypse Please», «Butterflies and Hurricanes», «Blackout» и подобные им содержат более резкие элементы страха, паники и других сложных эмоций. Они являются частью меня, так что я могу выразить их. В то же время, это та часть меня, о которой я не говорю в повседневной жизни, которую я не могу выразить в повседневной жизни.

 Я думаю, что некоторые из песен не выходят за свои границы, так как они рассказывают о простых вещах. Но мне кажется важным, что некоторые песни вызывают ощущение того, что они находятся за границами твоего понимания, мне кажется, тогда они близки той музыке (о которой говорилось ранее).

 Мне кажется, это комбинация двух факторов. Я думаю, что границы, которые мы установили на прошлом альбоме, то, чему мы научились, мы стараемся усилить их в некоторых песнях на этом альбоме, здесь есть песни, которые содержат отсылки к предыдущему альбому. Они представляют собой установленные нами парадигмы. Но я думаю, что в то же время есть и несколько песен из абсолютно другой области. Я считаю, что исследуя новое, постигая неизведанное, ошибаясь, можно получить в результате что-то абсолютно новое, что-то, что изменит твоё представление о том, как создаётся музыка. Так что я думаю, что этот альбом - это смесь из этих двух элементов: того, что мы знаем и умеем делать действительно хорошо и того, что мы никогда не делали, поэтому ещё не ясно, насколько хорош этот материал.

 Песни... Мне кажется, единственная ошибка, которую можно допустить, это слишком быстро записать песни, тогда потом после полугода или года концертов, эти песни очень сильно изменятся. Они будут в 10 раз лучше того варианта, который ты записал. С одной стороны, это ошибка, но время ограничено, в этом вообще проблема нашей жизни, ты не можешь отложить все песни, работать над ними годами, прежде чем ты их запишешь. Мне кажется, на предыдущих альбомах есть несколько песен, которые стали бы гораздо лучше, если бы мы записали их на полгода позже. Но в то же время, надо двигаться вперёд. Если говорить о личных неудачах, негативной критике, это не влияет на меня. То, чего человек может достичь за свою жизнь, ограничено, и мне кажется, надо попытаться сделать как можно больше. Как творческий человек ты ощущаешь рамки, в которые тебя загоняет время. С течением времени ты понимаешь, что не хочешь останавливать своё развитие. Это сложно. Я не слишком задумывался о неудачах. Когда дело доходит до написания музыки, я стараюсь с позитивом смотреть на вещи.

 Да, я думаю, что ошибки можно осознать, лишь оглянувшись назад. Посмотреть на что-то, что ты сделал много лет назад, и подумать: «Это было неправильно». Тот факт, что это осталось в прошлом, означает, что ничего изменить нельзя. Единственное, что можно сделать, это двигаться вперёд. В то же время, я, наверное, действительно хочу писать музыку, которая будет важнее меня самого. Я думаю, это очень сложно. Мне кажется, за последние 50 лет появилось всего несколько групп, о которых будут помнить через сотни лет. Моя цель не столько добиться того, чтобы меня запомнили, сколько написать музыку, которая будет актуальна даже после моей смерти. Возможно, это выражает некую неуверенность перед лицом смерти. Написание музыки - это способ побороть страх перед смертью, так как у тебя появляется чувство, что по крайней мере что-то, что ты сделал, останется после тебя, даже если это затронет хотя бы одного человека, это уже причина жить.

 Я интересуюсь различными музыкальными направлениями. Я играя в большей мере рок-музыку, но меня интересуют и другие сферы, в которых я продолжу работать, когда состарюсь. Я не думаю, что мы настолько сложны. Мне кажется, есть музыканты, создающие более сложную музыку, чем мы. Музыку, которую сложнее понять, чью идею сложно уловить. Я думаю, что иногда мы наоборот стараемся упростить некоторые чувства, чтобы слушатели могли сразу ассоциировать себя с ними. Мне кажется, что бывают моменты, когда мы пытаемся сделать нашу музыку немного глубже. Я не знаю, в каком направлении мы движемся. Иногда я слушаю классическую музыку и понимаю, что она настолько глубока, что я не смог бы объяснить её. Так и должно быть, потому что она пошла через столетия, в ней должна быть чистая истина человеческого опыта. Она выше моды, выше жизни. Я считаю, именно поэтому эта музыка так долго живёт. В то же время, эта музыка настолько сложна, что требуется огромное математические и духовные знания, чтобы создать такую музыку. Но также можно просто слушать эту музыку, предаваясь мечтам, так как, на мой взгляд, эта музыка находится за границами понимания. Я считаю, что очень непросто попытаться критически объяснить классическую музыку. Я думаю, это останавливает многих от прослушивания этой музыки, которая могла бы что-нибудь им дать.

 Я думаю, в современном мире нам доступны технологии, позволяющие создать множество звуков только на электронной аппаратуре. Мне кажется, это тоже область, позволяющая создавать музыку, но в то же время, теряется что-то, что было присуще музыке, создаваемой большим количеством людей, играющим вместе. Когда большое количество людей собираются вместе, чтобы гармонично исполнить музыкальное произведение, слушатель воспринимает позитивное ощущение жизни, которое не нельзя получить от прослушивания чистой электроники. Мне кажется, электроника тоже интересна, она является феноменом нашего времени. Я не знаю, мне, мне интересны обе эти области. Мне интересен конфликт двух областей, особенно конфликт между тяжёлым роком, агрессивной, нигилистической музыкой и духовной, интеллектуальной музыкой. Я считаю, что такой конфликт и то, что я люблю оба эти жанра, вызывает у меня интерес и желание смешать эти два стиля. Речь зашла об оркестровой музыке, мне кажется, у нас есть несколько песен, которые очень подходят для этого, тексты этих песен и аранжировки бы очень подошли для оркестра. Но на альбоме есть и песни, которые невозможно было бы исполнить оркестром, это бы звучало глупо. Так что остаётся только создать множество песен, которые бы звучали адекватно в исполнении хора и оркестра, мне бы этого очень хотелось, но реализация этого на сцене бы очень дорого обошлась. Было бы жалко написать такие песни, но не иметь возможности играть их в туре. Мне кажется, я определённо хотел бы сделать что-то в этом роде в будущем. Но придётся дождаться того момента, когда мы будем уверены, что нам будет по карману такой тур. 

 Да, некоторые сольные артисты располагают гораздо большими средствами на осуществление этого, так как они являются сольными артистами, а не группами, им нужны сессионные музыканты для работы. Но это интересная идея. Но всем приходится бороться с ограничениями. Невозможно быть абсолютно свободным в любом из аспектов жизни. Остаётся только надеяться и пытаться это осуществить. Нас ограничивают физические возможности, личная жизнь, деньги, религиозные верования и так далее. Мы ограничены правительством, это самое часто встречающееся ограничение, и законом, что тоже постоянно встречается. Так что, на мой взгляд, мы пытаемся вплотную подойти к нашим границам. Чем больше денег мы зарабатываем в туре, тем больше мы тратим на оформление сцены, на декорации, оборудование, всё это сейчас гораздо качественнее, чем во времена, когда мы только начинали. Я уже начал планировать следующий тур. Мы собираемся отыграть несколько концертов на восемнадцатитысячных аренах в Великобритании и Франции. Мы думали о том, чтобы, быть может, включить оркестр в некоторые из них. Но я так много думаю об этих концертах, что я боюсь, как бы я не забыл обо всех остальных. Мы такого никогда не делали раньше, придётся организовать большое количество людей. Мне кажется, это странное чувство, когда ты пытаешься организовать столько людей или являешься частью этого действа. Я почувствовал это, когда мы записывали песни с оркестром для этого альбома. Я впервые почувствовал, что музыка была чем-то большим, чем я или группа, это было что-то, что мы все разделяли. Когда я оглядывался вокруг, то не мог с уверенностью сказать, кто контролировал всё это. Каждый был занят своим делом, а музыка создавалась как бы отдельно. Продюсер был сфокусирован на звуке, я пытался координировать процесс, но я не мог координировать оркестр, для этого у нас был аранжировщик. В конце этого странного действа появилась песня.

 Да, на первых альбомах я контролировал творческий процесс, но теперь группа открыта для сотрудничества, мы все работаем вместе, сотрудничаем с оркестром, продюсером Ричем Кости, который заставлял нас работать. Я раньше так никогда не чувствовал себя. Это чувство, я не знаю, что это точно, но мне кажется, я понял, что чтобы создать что-то по-настоящему прекрасное, необходимо работать сообща. Мне кажется, когда один человек пытается контролировать слишком многое, у него не получится сделать что-то действительно прекрасное. Мне это интересно, но возможность реализации всегда зависит от различных ограничений.

 Первоначальный замысел может иногда меняться в процессе записи. У тебя есть идея, которая звучит определённым образом, но когда ты пытаешься её донести, она меняется. Может, из-за ограничений, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни, тебе приходится осуществлять задумку немного иначе. Это может быть и положительным моментом. Но ты спросил, что важнее для меня. Я думаю, в прошлом – это процесс создания песен, то, что я писал песни у себя дома. Но на этом альбоме, мне кажется, важнее процесс записи. У нас были идеи, которые невозможно было осуществить посредством группы из трёх человек, используя только наши инструменты. Поэтому во время работы над этим альбомом я получил больше удовольствия от записи, так как первоначальный замысел изменился в процессе. К счастью, это были положительные изменения, песни оказались, возможно, лучше, они приобрели иную форму, чем мы изначально представляли их. В некоторых случаях изначально идея песни находится за пределами музыки, это своего рода чувство, несовершенная визуализация цветов, идей, ощущений того, что ты хочешь воплотить в реальность. Мне сложно выразить это словами. Но то, что ты в состоянии реализовать это с небольшой группой людей, например, из трёх человек, заставляет почувствовать возможность этой идеи жить в реальном мире.

 Мне кажется, когда мы только начали, когда мы поехали в правые несколько туров, я каждый день крушил аппаратуру, возможно, это было вызвано фрустрацией от невозможности выразить точно некоторые идеи. В начале мы только начинали понимать, что нам всегда придётся идти на компромисс, чтобы выразить идеи, будь то компромисс в записи музыки или использование на концертах оборудования, которое е отвечает твоим требованиям, или необходимость мириться с тем фактом, что ты играешь в 10 утра и ты устал. Есть целый ворох ситуаций, пройдя через которые ты понимаешь, что необходимо идти на компромисс, пытаясь донести изначальную идею. Это не значит... Мне действительно нравится находить странные идеи, музыкальные фантазии, но благодаря этому альбому я научился принимать процесс реализации этих идей. И мне кажется, что когда ты учишься принимать этот компромисс, ты начинаешь гораздо больше наслаждаться процессом записи. И мне кажется, сейчас я знаю, что концертное исполнение будет отличаться от альбомного, а альбомное - от той идеи, которая была у нас изначально. Но поскольку я принимаю это, я гораздо больше наслаждаясь тем, что получается в итоге.

 Такое чувство может появляться во множестве разных ситуаций. Например, когда ты споришь со своей девушкой, такая же фрустрация появляется из-за того, что ты можешь полностью выразить то, что хочешь сказать. Или просто при разговоре с другими людьми. Часто бывает сложно выразить полную идею вне зависимости от средств коммуникации. Но при написании музыки я определённо могу выразить многое из того, что мне не удаётся выразить словами. И когда мне это удаётся, это невероятно. Я считаю, что только когда исполнение кого-нибудь концерта или запись альбома идёт совсем не так, как планировалось, тогда я действительно выхожу из себя. Но это случается не часто. Мне кажется, за последние несколько лет мы нашли некоторый баланс, в начале мы играем для себя, как будто в мире нет никого, кроме нас троих, мы становимся интровертами, но в течение концерта всё полностью меняется, мы становимся экстравертами, общаемся с публикой, ходим связь между группой и публикой. Такой у нас подход, вместо того, чтобы сразу пытаться добиться отклика от публики, сразу открыться, а мне кажется, это приводит в замешательство, мы начинаем, концентрируясь на том, что мы делаем, к концу всё более и более раскрываясь. Мы выработали эту привычку. Каждый раз, когда мы играли так, мы понимали, что это приносит лучший результат, так что мы стали ставить в начало сета песни с более мрачным текстом и более мрачной музыкой, а в конец - более позитивные песни, которые обращаются к зрителям.

 Я думаю объективно оценивать себя практически невозможно. Если вообще возможно. Когда я смотрю записи концертов, у меня не возникает тех чувств, которые я испытывал на сцене. Так что я не думаю, что можно быть объективным. Или я просто не знаю, как стать объективным, так как когда смотришь записи концертов, ты оцениваешь их критически, критикуешь всё, что сделал неправильно. Я не знаю, наверное, когда смотришь на себя на видео, не получается принять это... Поэтому я больше не смотрю записи концертов, мне это доставляет не слишком много удовольствия. Так бывает с записями концертов или, например, с клипами. Приходится работать вместе с режиссёром, так что в итоге вы приходите к чему-то абсолютно отличному от первоначальной задумки. Вот вы сидите с режиссёром и обсуждаете невероятную идею клипа, а потом ты смотришь результат, и иногда он диаметрально противоположен той идее. Поэтому смотреть клипы на песни особенно мучительно, они совсем другие. Что же касается записи концертов, было несколько концертов, после просмотра которых я подумал, что они получились довольно хорошими, но обычно я просто критикую мою игру. Обычно некоторое время после записи альбома я с удовольствием слушаю то, что я создал. Месяц или два после окончания работы над альбомом, я слушаю его и наслаждаюсь им, как если бы это был альбом другой группы. Но обычно это длится недолго. Несколько месяцев и я перестаю слушать его, а потом мы начинаем играть его на концертах, и мне хочется изменить записанные песни.

 Да, мне кажется этого ещё одна причина, мы много времени проводим в туре, мы играем много концертов, так что мне кажется, что во время тура мы по-новому открываем песни. Мы слушаем сейчас альбом, и он нам нравится, но мы знаем, что буквально через две недели мы приступим к репетициям и адаптируем многие песни для концертов, они станут совсем другими. А потом во время тура мы снова изменим их. Так что я действительно наслаждаясь альбомом в течение одного-двух месяцев, потому что у тебя появляется время отдохнуть. Но как только мы возвращаемся к репетициям, мы забывает о прошлом.

 Красота… возможно ли вообще найти красоту в жизни, а мне кажется, это сложно, но возможно. Мне кажется, меня вдохновляет тот факт, что некоторые религиозные и научные идеи построены похожим образом. Люди смотрят на огромное количество хаотичной информации, например, Дарвин смотрит на всё многообразие растительной и животной жизни на Земле, он видит огромное разнообразие, которое он не может объяснить, кажется, что всё перемешено. И затем он приходит к теории эволюции, простому объяснению этого разнообразия. В некотором роде, это похоже на религию, которая даёт простое объяснение созданию Вселенной, проявлению жизни. Мне кажется, что постоянный поиск простого принципа, управляющего тем, что кажется хаосом, будь то хаос в политике, в личной жизни, или просто то, что ты слушаешь много разной музыки и не можешь понять, какой жанр тебе больше нравится, поиск простого объяснения придаёт всему этому смысл. Это поиск красоты или… Я считаю, что люди…большинство философов или религиозных философов ищут красивое объяснение нашего существования. И известные учёные, такие, как Эйнштейн, Дарвин искали то же самое. Одно из известных изречений Эйнштейна гласит: «Истину можно узнать по её простоте и красоте». Мне кажется, это отличный афоризм. Только тогда можно понять, что суждение истинно, когда оно настолько красиво и просто, то объясняет само себя. Может это не всегда нам присуще, но на этом альбоме мы стремимся к такой простоте, понимаю вещей. Смысл в том, чтобы прийти к этому. Иногда приходится создавать очень сложную музыку, чтобы выразить простую идею.

 Да, я думаю, что это хороший пример, так как хотя и усилия, вложенные в это, велики, и на создание такой музыки уходит много времени, атмосфера, которая получается в итоге, выражается простоту и наивность. Практически детскую невинность.

 Один из аргументов, которые часто выдвигают против религии, это страдания. Почему в мире столько страдания? Почему страдают отдельные люди? Ведь если бы Бог существовал, он бы не допустил страдания. Но взрослея, понимаешь, что страдания – это необходимость. Это можно сравнить со скалолазанием. Если убрать гравитацию… гравитация существует, если скалолаз упадёт, он умрёт. Или сломает себе ноги, получит серьёзные травмы, проведёт много лет в страданиях. Но возможность такого исхода не останавливает его от восхождения, не мешает ему мечтать стать лучше в своём деле. Точно так же страдания – это часть жизни. И если бы их не существовало, мы бы не пытались стать лучше, не пытались бы ничего достичь. Если убрать всё плохое из жизни, не останется жизненного пути. Ты можешь спрятаться от опасностей, подстерегающих тебя в жизни, но тогда жить станет неинтересно. Ты потеряешь весь свой жизненный опыт, если ты прячешься в полной безопасности, за деньгами и так далее.


Взято из Banana Galaxy.

Write a comment

Comments: 0