Total Guitar "Matt Bellamy: New Guitar Genius"  - Мэтт Беллами: новый гитарный гений [2007]

MUSE

Мэтт Беллами: новый гитарный гений   

В 1966 году Джими Хендрикс разрушил существующие каноны и изменил лицо рок-музыки. В 1978 году его примеру последовал Эдди Ван Хален. В настоящий момент Мэтт Беллами из Muse делает то же самое. TG приветствует первого гитарного гения 21 века. 

Оригинальный текст и сканы - http://www.musewiki.org/

 

Перевод: Тори Эймос



 Стадион «Уэмбли», Лондон, 17 июня. Невысокий парень в красном костюме театрально поднимает бровь, целится в толпу из своего Мэнсона и выстреливает риффом, который сотрясает недавно возведенное спортивное сооружение до самого основания. Архитекторы реконструированного национального стадиона Британии, вероятно, чуть было не наложили в штаны, наблюдая за исступленными зрителями, которые ринулись вперед, как подгоняемое пастухами стадо, и начали во весь голос подпевать изысканной вокальной партии, словно это был, как минимум, государственный гимн. Именно в этот момент, посреди великолепия и неистовства «Plug-In Baby», в один из двух вечеров уик-энда, устроенного Muse на «Уэмбли», на журналистов TG снизошло озарение. Как давно мы не видели настолько хорошего гитариста! Как давно мы не слышали риффов, раздвигающих привычные границы! Этот концерт – Вудсток нашего поколения, а Мэтт Беллами – наш Джими Хендрикс…

 

 

Каждый из нас помнит момент своего знакомства с Мэттом Беллами. Горстке избранных повезло увидеть его еще в 1994 году в Девоне, где он, а также барабанщик Дом Ховард и басист Крис Волстенхолм отыграли первый концерт своей группы, известной в то время как Rocket Baby Dolls. «Это была местная «Битва групп», – вспоминает гитарист. – Мы накрасились, как готы, и вышли посостязаться со «старичками». Мы разгромили оборудование и выиграли. Так как мы не были хорошими музыкантами, я осознал, что в музыке эмоции и настрой куда важнее технического мастерства».

 

У всех остальных людей, живущих за пределами Тинмута, только по прошествии пяти лет слово «Muse» стало ассоциироваться не столько с греческой мифологией, сколько с рок-музыкой. К тому времени вера обычного британского меломана подверглась суровым испытаниям. На дворе был 1999 год, и группа Travis обгладывала кости брит-попа, в то время как Америка предлагала неприятную альтернативу, вроде женоненавистнической рэп-метал группы Limp Bizkit. Казалось, в новом тысячелетии совсем не осталось места для героев гитары. Ни ярких талантов, ни эффектных выступлений, ни уникального стиля игры – в общем, никакого света в конце туннеля. Уж лучше бы случился Апокалипсис.

 

Дебютный альбом Muse «Showbiz», появившийся на свет на этом фоне, заставил нас уронить свои плееры от удивления. Это был даже не альбом, а настоящий опус, и за всем этим стоял гитарист-новичок, играющий так, словно Эдди Ван Хален и Джими Хендрикс устроили джем-сешн на кольцах Сатурна - и это не преувеличение. Маниакальное тремоло в соло Sunburn, гипнотизирующая, вдохновленная греческими мотивами Muscle Museum, играющаяся дабл-стопами, воздушный неоклассический перебор в Unintended – все указывало на то, что новый герой гитары не придерживается никаких канонов и модных тенденций в музыке. Даже его вокал не вписывался в чарты, Это было похоже на ламентации оперного певца – из тех, кто обычно выступает в Глайндборне, – в преддверии конца света. Нация единодушно задалась вопросом: да кто такой, черт возьми, этот Мэтт Беллами?

 

Очень скоро мы это выяснили. Когда Беллами впервые появился на обложке музыкального издания, он подтвердил все наши подозрения. Перед нами был тщедушный паренек, больше похожий на вешалку, с сердитым взглядом и прической а-ля «птичье гнездо», меняющей цвет со скоростью переключающихся огней светофора. Он буквально излучал энергию, благодаря чему впоследствии оказался самым сексуальным рок-музыкантом по версии журнала «Cosmopolitan». Беллами, похоже, был совсем не против повышенного внимания к своей особе со стороны женщин. «Несколько лет назад после концертов к нам еще не приходили девушки в платьях из ПВХ и не говорили, что готовы ради нас на все…»

 

Вскоре оказалось, что взгляды Беллами не менее провокационны, чем его техника игры. Правительственные заговоры, спиритические доски, страх родить инопланетянина, межгалактическая конспирология – все что угодно шло в ход, как только включался диктофон. «Мы что же, должны поверить в то, что какой-то человек, сидя в пещере в Афганистане, срежиссировал самый невероятный теракт за всю историю США? – размышлял Беллами о событиях 9/11. – Думаю, Америке просто нужен был второй Перл-Харбор, как оправдание вторжения в Ирак».

 

Но именно на сцене Беллами становился самим собой. Он не издавал ни звука в промежутках между песнями из-за патологического страха общения с толпой, но как только звучал первый апокалипсический аккорд, этот нескладный 21-летний парень превращался в танцующего дервиша; он выжимал звуки из своей электрогитары с такой страстью, что как-то раз во время концерта умудрился разодрать губу, и играл соло, закинув гитару за спину – такого зрелищного и виртуозного исполнения нам не доводилось видеть с тех самых пор, как Хендрикс играл на гитаре зубами, а Ван Хален использовал технику двуручного тэппинга. «Когда я был моложе, – признавался Беллами, – меня больше привлекал свободный, импровизационный стиль игры на гитаре – такой, где особо не обращаешь внимания на ошибки. Меня не интересовала классическая техника исполнения. Мне были по душе гранж и Джими Хендрикс».

 

Он подхватил эстафету, однако на этом сходства не заканчиваются. Точно так же, как Хендрикс вызвал полярные мнения, когда в 1966 году перебрался в Лондон, а Ван Хален впервые шокировал зрителей своим эпатажным выступлением, Muse разделили британцев на два лагеря, как редакционная статья в «Дейли мейл». Наряду с дифирамбами звучали и насмешки, связанные с его чересчур эмоциональным поведением на сцене; при этом с особым ехидством обсуждались его пронзительные стенания (позаимствованные, как полагали многие, у Тома Йорка из Radiohead). Может быть, они и были в чем-то правы. Как только суета улеглась, а продажи альбома перевалили отметку в 200 000 копий, даже самые преданные поклонники группы поняли, что «Showbiz», хотя и был потрясающим дебютом, не отражал в полной мере глубины таланта Беллами.

 

Muse нужен был сверхмассивный хит, чтобы переубедить скептиков. В марте 2001 года песня «Plug In Baby» все изменила. Сингл был выпущен в преддверии релиза второго альбома – «Origin of Symmetry» – и хотя в сведениях об авторстве значилось, что это человек, играющий на гитаре, наши уши с трудом могли постичь природу этих нео-классических трезвучий. Если говорить об узнаваемости, то «Plug In Baby» – это «Johnny B Goode» нового тысячелетия. 11 место в хит-параде стало для Muse настоящим коммерческим прорывом.

 

Мастерство Беллами как автора песен постоянно развивалось, и в альбоме «Origin of Symmetry» его талант засиял новыми гранями. Эта пластинка содержала в себе то, на что «Showbiz» только намекал, а источники вдохновения варьировались от квантовой физики до творчества пианистов эпохи романтизма. Все эти идеи были преподнесены в упаковке подлинного мастер-класса по части исполнения – начиная с низких тяжелых риффов New Born и заканчивая ломаными аккордами Hyper Music. «Origin of Symmetry» - минорный, тяжелый и бесконечно изобретательный, невообразимый синтез человеческой мысли и достижений техники - возможно, и по сей день остается их лучшим альбомом.

 

Концертные площадки росли, а вместе с ними росло и мастерство Беллами как исполнителя. По логике, один гитарист не способен производить все эти невероятные звуки: мрачный дисторшн, рокочущий спейс-рок и нео-классические соло, которые обрушивались на зрителя, словно метеориты, всякий раз, когда группа выходила на сцену. Однако у Беллами было секретное оружие. Гитары Ibanez, которыми он пользовался в ранние годы, сменились коллекцией гитар, изготовленных на заказ известным британским мастером Хью Мэнсоном. Они были напичканы всевозможными примочками, в том числе сустейнером и wah-эффектом, управляемым вручную. Люди, не склонные к изобретательству, удовлетворились бы однажды найденным звучанием, характерным для «Origin of Symmetry», но Беллами пошел совершенно в ином направлении. Альбом «Absolution», вышедший в 2003 году, был довольно смелым экспериментом. Сам автор ёмко описал его как «роскошный и офигенный».

 

Как только нам показалось, что нам удалось отнести Беллами к определенной категории, он вновь ускользнул, как рыба из сети. В композиции «Stockholm Syndrome» и в оглушительно-прекрасном первом сингле «Time Is Running Out» ему удалось совместить агрессивность с цепляющими мелодиями, свойственными радио-хитам. «Blackout» стала самой печальной балладой из всех, услышанных нами в том году. Изменилась не только причудливая манера выступления Беллами, но и его подход к записи. Теперь он пытался добиться нужного звучания, разбивая музыкальные фразы на ноты и записывая их по-отдельности. «Раньше я часто пользовался эффектом наложения гитарных партий, - признается он. - Сейчас мне хочется, чтобы была одна партия гитары, которая звучала бы идеально. На меня немного повлияли System of a Down, особенно это заметно в песне «Stockholm Syndrome». Я увлекся галопирующими риффами в стиле спид-метал, чего раньше никогда не делал».

 

Альбом «Absolution» был распродан по всему миру в количестве 2.8 млн. копий. И хотя другие британские группы, вроде Coldplay, были более успешны в коммерческом плане, ни одна из них не могла похвастаться гитаристом, равным Беллами. Именно его игра зажгла публику во время первого хедлайнерского выступления на Гластонбери в 2004 году. Именно его риффы были признаны лучшими по результатам читательского опроса, проведенного журналом TG в июне того же года. Именно его неустанное творчество позволило группе дать два концерта в зале «Earls Court» в декабре. Трудно было представить, что Muse удастся превзойти самих себя. В 2005 году это казалось маловероятным. Во время звукозаписывающих сессий во Франции Беллами признавался, что они начинают сходить с ума и заигрывать с классическим джазом. Однако Мэтту Беллами не свойственны длительные творческие кризисы. К началу 2006 он вновь обнаружил свою музу – в довольно непривычной обстановке. Переезд в Нью-Йорк позволил ему впитать танцевальные вибрации манхэттенской ночной жизни и переплавить их в первый сингл альбома «Black Holes and Revelations». «Я посещал ночные клубы Нью-Йорка, - говорил он в интервью. – Это помогло мне создать песню «Supermassive Black Hole», в которой танцевальные ритмы смешаны с рок-гитарой».

 

«Supermassive Black Hole» - одна из примечательных композиций в альбоме, который представляет собой наиболее смелое творение Беллами на данный момент. Если предыдущее творчество выделило его из ряда коллег по цеху, то после альбома «Black Holes and Revelations» он оставил их плестись где-то далеко позади, показав потрясающее мастерство, к которому следует стремиться. Начиная с неземных переливов Starlight и заканчивая сумасшедшим мозгодробительным риффом Knights of Cydonia, этот альбом представляет собой сплошной эксперимент, равного которому мы не слышали со времен опусов «Electric Ladyland» Джими Хендрикса и «Van Halen» одноимённой группы. Этот альбом заслуживал величайшей концертной площадки планеты…

 

Все это приводит нас к массовому исступлению на стадионе «Уэмбли», к буйству толпы, к осознанию того факта, что маленький человек на сцене, играющий оглушительные риффы, возможно, является лучшим гитаристом на планете на данный момент. Самое удивительное – это то, что никто не знает, куда Мэтт Беллами отправится дальше. Да он и сам этого не знает. «Мы должны раздвигать привычные границы, - говорит он перед концертом, улыбаясь. – Мы стремимся в бесконечность».


Взято из Banana Galaxy.

Write a comment

Comments: 0