Российское издание Billboard №5 (Май 2011) Muse на обложке

Под сенью дружных Muse

В преддверии российских гастролей «The Beatles XXI века» – группы Muse – Billboardвыясняет, почему британцы удостоились такой похвалы от Рика Рубина и поклонения  миллионов фанатов. 


«Беллами продолжает докучать журналистам рассуждениями о том, что королева и прочие политические лидеры происходят от ящериц, и все мы – инопланетяне». 



В преддверии российских гастролей одной из самых выдающихся рок-групп современности, чьей приверженности к эстетике таинственного мог бы позавидовать сам Эдгар По, Billboard вспомнил главные шаги ансамбля на пути к вечности
  Продюсер Рик Рубин (Rick Rubin), который не нуждается в представлении, отыскав в 1998 году свободную от работы над альбомом Тома Петти (Tom Petty) минутку, чтобы послушать эксклюзивное выступление тогда еще никому не известного трио из Девоншира под названием Muse, был настолько впечатлен, что выдал вердикт: «Muse — это The Beatles XXI века».

  Писательница Стефани Майер (Stephenie Meyer) назвала их главным источником вдохновения для своей вампирской саги «Сумерки» («The Twilight Saga»), а Роджер Тэйлор (Roger Taylor) из Queen объявил «лучшей концертной группой мира».

  Популярной актрисе Кейт Хадсон (Kate Hudson) подыскивать громкие эпитеты было не нужно: достаточно того, что она носит под сердцем ребенка от лидера коллектива Мэттью Беллами (Matthew Bellamy). Трём музыкантам из Muse жаловаться на жизнь не приходится, не правда ли?

Muse словно нарочно проживают свою биографию в формате сюжетов голливудских фильмов в новом вкусе. Всеми унижаемый невзрачный недоросль из захолустного городка напяливает на прыщавое лицо самодельную маску, нелепый, обтягивающий нескладное подростковое тело костюм, и на правах супергероя вступает в неравный бой с обидчиками, уголовным миром и злом в общепринятом смысле. Фильм этот, начинавшийся как суровая малобюджетная инди-драма, с течением экранного времени наращивает масштаб, так что нам доведется увидеть и грандиозные декорации, и сногсшибательные спецэффекты, а местами даже 3D. В общем, все, как мы любим.
Маленький портовый городок Тинмут на севере Англии с населением в 15 тыс. человек дал миру не так уж много знаменитостей: здесь содержалась в детском доме звезда хардкор-порно Лэйла Джейд (Layla Jade), тут квартировали Чарльз Беббидж, изобретатель первого калькулятора, здесь же поэт Джон Китс заканчивал поэму «Эндимион». Вот, собственно, и все — не считая многих тонн трески. А самым известным музыкантом города долгое время был Джордж Беллами (George Bellamy), будущий отец нашего героя, гитарист в составе группы The Tornados, которая при помощи легендарного продюсера Джо Мика (Joe Meek) записала межконтинентальный хит «Telstar», ставший первым в своем роде образчиком жанра «интергалактический серф-рок». Правда, из-за халатно составленного контракта ни Джо Мик, ни коллектив не получили дивидендов с этого хита, и Джордж, поаккомпанировав популярному певцу Билли Фьюри (Billy Fury), вернулся к своей основной профессии водопроводчика. Если вы подумали, что это печальный финал, подождите с выводами: погрязший в долгах и измученный своими гомосексуальными наклонностями, Джо Мик застрелил хозяйку квартиры, а потом направил ружье на себя.

После этого неприятного события Джордж вместе с женой окончательно обосновался в Тинмуте. Починяя трубы, он не забывал и о музыкальном прошлом, но музицировал уже исключительно в рамках хобби. Как бы там ни было, Беллами-старший обладал всем, что нужно для подготовки сына к тяготам творческой жизни, и под его чутким руководством Мэттью должен был миновать тернии на пути к звездному будущему. Правда, поначалу он не проявлял сильного интереса к игре на музыкальных инструментах, хотя с легкостью овладел пианино. Мальчика гораздо больше увлекало столоверчение и общение с потусторонним миром, любовь к которым ему привила мать, Мэрилин Беллами (Marilyn Bellamy). Однако по достижении опасного переходного возраста все встало на свои места, и Мэтт, завязав со спиритическими сеансами и мелким хулиганством, сколотил-таки рок-группу.

В начале 90-х почти вся Британия носилась со своей новой игрушкой — музыкальным жанром брит-поп. Вся, за исключением Тинмута: в этом городке и в конце XX столетия не считалось зазорным подражать Pink Floyd, а столичные моды и поветрия доходили до жителей искаженными и не вызывали особого доверия. Вот и Беллами больше заботило не соревнование между Blur и Oasis, а американская альтернативная музыка — грандж, яростный синтез рэпа и рока Rage Against the Machine и альбом «Siamese Dream» The Smashing Pumpkins, который был для него неоспоримым и недосягаемым шедевром. Мэтт, сошедшийся с басистом Крисом Уольстенхолмом (Chris Wolstenholme) и ударником Домом Ховардом (Dom Howard), понимал, что любой лейбл примет их с распростертыми объятиями, если они нарядятся в костюмы и начнут с помощью поддельного лондонского акцента изображать из себя Small Faces. Но у него был другой план: Беллами хотел исключительно самореализации. В любом случае, фанатам группы все же надо благодарить брит-поп, хотя Muse стали самими собой наперекор тогдашней моде, а не вследствие популярности доморощенных групп. 

Пока коллектив оттачивал свое умение на выступлениях в пабах и менял названия (одно время они назывались Gothic Plague, затем — Rocket Baby Dolls, в честь увиденного по кабельному ТВ аниме, а позже остановились на Muse, уразумев, что такое короткое название на афишах и обложках альбомов будут вынуждены писать крупным, бросающимся в глаза шрифтом), брит-поп скоропостижно скончался, и теперь группа конкурировала с представителями второго или третьего дивизиона британского рока. Поначалу критики не знали, как относиться к Muse. 

Рецензии на демо-записи и концерты пестрели весьма неприятными словами о внешности вокалиста («он походит на Тома Круза (Tom Cruise) — такой же маленький, а голова большая») и о том, что звучат они как Radiohead для неимущих (их дебют продюсировал Джон Леки (John Leckie), ответственный за радиохэдовский «The Bends».) Мало кто из критиков мог предполагать, что трое подростков, недавно еще репетировавших у себя в гараже, через десять лет дважды забьют до отказа Stade de France и распродадут 90 тыс. билетов на Wembley за 12 минут. Настоящий же звездный статус группа стяжала в 2004 году, закрыв своим выступлением фестиваль в Гластонбери: шестидесятитысяной толпе снесло крышу от того, как мощно трио во главе с Мэттом, наряженным в белоснежный халат безумного профессора, исполнило свой «Time Is Running Out». К сожалению, тот вечер завершился трагедией — почти сразу после их выступления за кулисами скончался отец ударника Дома Ховарда. Но то, что Беллами сумел очаровать 60 тыс. хиппи на главном британском фестивале, убедило в его сверхъестественных способностях всех.

После выхода дебютного альбома «Showbiz» Мэтта начали мучить галлюцинации, в которых фигурировало треугольное металлическое лезвие, пронзавшее его затылок, и он просыпался с ужасной головной болью. Посмотрев документальный фильм о психической войне, артист решил, что, возможно, таким образом правительство (или его невидимые войска) пытались управлять им через мобильный телефон или микроволновую печку, от чего и болела голова. Чтобы справиться с фобиями, Мэтт обратился к доктору и получил совет пить больше воды на ночь. Однако помогло это ненадолго — на выступлении в рамках фестиваля в Рединге он появился перед 80 тыс. зрителей в майке с надписью «Terror Storm». Это не малоизвестная металлическая группа — так назывался одиозный документальный фильм американского режиссера Алекса Джонса (Alex Jones), в котором утверждается, что все теракты в США были устроены американским же правительством, которое затем бросилось бороться со злом.

Беллами, несмотря на регулярное потребление бутилированной воды на сон грядущий, продолжает периодически докучать ни в чем не повинным журналистам музыкальных изданий своими рассуждениями о том, что королева и прочие политические лидеры происходят от ящериц, все мы — инопланетяне, Джордж Буш в ответе за теракт 11 сентября и вообще США тайно руководят всем миром. За подобные взгляды солисту приходится страдать — недавно его выкинули из самолета, когда он громко заявил, что у него нет с собой бомбы.

На момент выхода третьего студийного альбома Muse «Absolution» музыкальный климат в Британии радикально изменился. Воспоминания о брит-попе поросли мхом. Большинство групп, начинавших вместе с Мэттом в конце 1990-х, упоминались в прессе разве что в печальной рубрике «Где они теперь». Как это ни удивительно, но Muse уже не казались аномальным явлением. Самой востребованной рок-группой Британии на тот момент была The Darkness, чей фронтмен имел склонность к обтягивающим люрексовым костюмам, пел фальцетом и мечтал о том, чтобы на сцене во время выступления присутствовала пушка, а он исполнял бы роль пушечного ядра. В пристрастиях тинейджеров, предпочитающих неистово отрываться перед сценой, нью-металл заменился мелодраматическим гот-роком Evanescence. Даже Coldplay, воплотившие в 2000 году апофеоз инди-роковой воздержанности, начали заполнять стадионы, встречаться с голливудскими актрисами и распугивать папарацци, как и положено звездам, а их произведения стали эпическими и помпезными. Сколь бы утопичным это ни казалось, но рок-музыка будто бы сама, исподволь подстроилась под правила Muse. 

Группа и сама, кажется, удивлена такой долгой и счастливой жизнью в музыкальном бизнесе — крупных хитов у них никогда не было. Вышедший за год до миллениума дебютный альбом «Showbiz» занял 29-ю позицию в британских чартах. Четыре года спустя в Великобритании они оказались на первом месте с «Absolution» и повторили этот показатель в 2006-м с «Black Holes & Revelation», а в 2009-м — с альбомом «The Resistance», тур в поддержку которого длится до сих пор. Однако статистика синглов выглядит скромнее: начиная с выхода «Muscle Museum» с дебютного альбома они 21 раз попадали в британский топ-40, но в лучшей десятке очутились всего четыре сингла Muse, и лишь один из них, «Supermassive Black Hole», продержался в ней дольше недели. Если эта статистика и беспрестанно растущая масса сценических декораций не слишком убеждают вас в величии группы, обратите свое внимание на их сайт, и в частности на обширную секцию мерчендайза. В ней вы можете приобрести зонтик Muse (£30), плюшевого мишку Muse в миниатюрной майке со словом «Uprising» (£15) и даже пончо Muse (£4). Большинство этих вещей сделано по прямому настоянию фанатов, которым, учитывая их несметное число, трудно не потакать.

Мэтт Беллами продолжил свою борьбу за звание «самого курьезного фронтмена рок-группы» с выходом четвертого студийного альбома «Black Holes & Revelations», на котором он затрагивал такие важные темы, как коррупция среди политиков, захват Земли инопланетянами и контроль над умами с помощью СМИ. Он с пугающей серьезностью предсказывал, как суперзвезды исчезнут в огромной черной дыре размером с вселенную и в помпезной манере «We Are the Champions!» Queen заявлял «Мы неуязвимы!».

Беллами словно телепортировался в новое тысячелетие из давно ушедшей золотой эпохи рок-н-ролла, когда в должностных обязанностях рок-звезды первым пунктом было прописано «делать и говорить самые сумасбродные вещи». В то время как британские рокеры в основном старались выглядеть как можно «нормальнее», а из сфер, не связанных с музыкой, увлекались разве что футболом, Muse выряжались в розовые тренировочные штаны, а с популярной мужской игрой их объединяло лишь то усердие, с которым они на своих концертах набивали публикой футбольные стадионы. Закулисные скетчи и выступления Мэтта в интервью вполне соответствовали к тому, что творилось на сцене и в записях. Безумный саунд космической музыки вобрал в себя весьма слабо связанные друг с другом элементы — Филипп Гласс (Philip Glass), Вагнер, Killing Joke, Hall & Oates, Элвис Пресли (Elvis Presley) и U2 мирно уживаются в нем, и никто из них при этом не думает жаловаться на дискомфорт. Однако самым необычным и спорным новшеством стал танцевальный электро-фанк, напоминающий Erasure, Принца (Prince) и New Order, — это Мэтт, Крис и Дом посетили нью-йоркские злачные заведения и вдохновились услышанным и увиденным. Беллами искал вдохновения и в других местах, например, признавался, что специально смотрел в интернете порно с зоофилами, чтобы осознать, как люди способны дойти до такого.

Все средства хороши, если работаешь на результат! Бодрый гимн под названием «Uprising» с последнего альбома «The Resistance» с текстом о том, как «у толстых крыс начались сердечные приступы», повествует о пролетарском бунте против глобального финансового кризиса. В песне «I Belong to You», основанной на арии Сен-Санса, Беллами поет по-французски и исполняет соло на кларнете, в заглавном треке использует загадочное выражение «полиция мыслей», а заканчивается релиз симфонией для оркестра в трех частях под названием «Exogenesis: Symphony», посвященной альтернативной теории зарождения человечества. Во время турне в честь альбома Muse возила с собой огромные клавишные в виде подиума под названием «The Dalek», которые начинали светиться, когда Беллами играл на них. Можно с уверенностью сказать, что из всех молодых групп, способных заполнять стадионы, проворачивать такие трюки безнаказанно дозволено лишь одной — и это Muse.

Люди, ответственные за маркетинг коллектива, видимо, тоже вдохновлялись чудачествами подопечных и изо всех сил старались соответствовать высокой марке. За продюсирование своего последнего творения Muse впервые взялись сами. Перед тем как в августе 2009 года выпустить сингл «Uprising», альт-рок-трио обнародовали другую вещь, «United States of Eurasia». Однако они сделали это не самым простым способом — группа спрятала USB-флешки с различными фрагментами песни в семи городах земного шара. Затем на сайтеmuse.mu они дали своим фанатам наводки о местонахождении флэшек — в Париже, Берлине, Москве, Токио, Гонконге, Нью-Йорке и Дубае. Когда все они были найдены, а их содержимое загружено на сайт, песня стала доступна для прослушивания всем посетителям. А тем, кто оформил предварительный заказ на альбом с официального сайта, было предложено вступить в клуб Join the Resistance, членство в котором позволило им в течение семи недель бесплатно скачивать эксклюзивный аудио- и видеоконтент.

Россия занимает особое место не только в концертном графике группы, но и в сердцах ее участников. По итогам выступлений в Москве и Санкт-Петербурге в 2002 году Мэт Мэттью Беллами написал в газету Guardian статью под названием «И толпа сошла с ума», где в доступной ему форме изложил все странности, с которыми Muse пришлось столкнуться во время пребывания в нашем отечестве. Когда им сообщили, что они будут хедлайнерами на Московском фестивале каскадеров, коллектив решил, будто это просто название. Но выяснилось, что оно довольно точно описывает происходящее — за исключением того, что Muse были не хедлайнерами, а единственной выступающей рок-группой. Остальные участники действа гоняли на мотоциклах внутри металлических клеток, прыгали в реку, состязались в гонках на грузовиках и тракторах, и так далее. «Понятия не имею, почему именно мы были выбраны в качестве саундтрека к активности подобного рода, но испытываю непреодолимое желание пожать руку нашему букеру из России и поздравить его», — писал Мэттью.

2011 год Muse планировали провести тихо, чтобы дать миру отдохнуть от себя и заодно проверить, будет ли он по ним скучать. Но вести себя тихо — это искусство, которым Мэтту, Дому и Крису еще только предстоит овладеть. Уже объявлено, что в конце августа они станут хедлайнерами фестиваля в Рединге и Лидсе. Там группа полностью исполнит свой второй альбом «Origin of Symmetry» в честь десятилетия его выхода. «Эта пластинка оказалась для нас настоящим прорывом и первым по-настоящему продуманным релизом. Мы немного потерялись в масштабности музыки, которую сочиняли все эти годы, и данный релиз должен стать для нас поворотной точкой. Наверное, отдельные композиции с этого альбома мы больше никогда не сыграем вживую», — заявляют артисты. Muse также обещают устроить небывалое по фестивальным меркам шоу в честь этого события — всю сцену оформят в духе альбомной обложки, то есть поставят странные искривленные антенны или столбы в духе Тима Бертона (Tim Burton), и коллектив будет выступать на фоне ожившей, увеличенной и трехмерной картинки с диска. Но и это еще далеко не конец пути: крайне нечистоплотные британские таблоиды спешат отрапортовать, что Muse могут стать первой рок-группой, которая даст концерт в космосе, и ведет уже весьма серьезные (и очень внятные) разговоры об этом, чуть ли не с сэром Ричардом Брэнсоном (Richard Branson), владельцем компании Virgin Galactic и пионером в отрасли космического туризма. Дело за малым — пересмотреть мультсериал The Jetsons, просчитать логистику и понять, что из многочисленного оборудования взять с собой. В конце концов, если какая-нибудь рок-группа и достойна встряхнуть космическую пыль своими замысловатыми гитарными риффами, то это именно Muse.


Взято из Banana Galaxy.

Write a comment

Comments: 0